Как не грустно это признавать, но средний уровень российских стартапов на порядок ниже среднего уровня западных.
Основная причина в том, что Россия до сих пор несколько вырвана из общемирового IT-сообщества. В результате российские стартапы зачастую не соответствуют общемировым трендам, тенденциям и подходам (за исключением конечно же откровенного клонирования). Так же в России стартаперы чаще опираются на интуитивный подход, пренебрегая бизнес-планом, маркетинговой стратегией и многими другими важными элементами.
Еще одним аспектом является то, что в Рунете до сих пор есть перекос — большое количество «диких» инвесторов (зачастую из нефтегазовой, строительной и торговой отраслей), услышавших, что Интернет — это «быстрые» деньги, нередко готовы вкладывать деньги в стартапы без четкой бизнес- модели. И это значительно расслабляет стартаперов, подталкивая их направлять усилия на поиск таких инвесторов, а не на детальную проработку бизнес-модели.
Следующий важный аспект состоит в том, что для действительно крупных инвесторов вопрос границ не стоит, они всегда транснациональны, поэтому имеют возможность выбирать куда вкладываться не по географическому принципу, а по принципу экономической целесообразности.
|
Ну, Яндекс все же инвестирует в российские стартапы, хоть и не так активно, как хотелось бы многим.
К тому же у Яндекса нет, скажем, организованного венчурного фонда — они подбирают стартапы, наиболее подходящие по направлению и внутренней культуре самому Яндексу.
Я думаю, что со временем мы увидим, как акционеры того же Яндекса начнут активнее становится бизнес-ангелами внутри страны. Ну, а пока что, к сожалению, стоит констатировать факт, что в России достаточно мало интересных, не клонированных стартапов.
|
Инвестиции идут туда, где больше отдача и меньший риск потерять деньги. А бОльшая отдача от тех проектов, которые ориентированны на глобальные рынки и имеют понятную модель монетизации. И совершенно не важно, где именно территориально располагается команда.
Главное — чтобы у проекта был потенциал стать широко известным и масштабируемым. Поэтому для инвестиций выбираются варианты, имеющие большую вероятность «выстрелить» в среднесрочной перспективе (1-3 года).
Вероятно, в России таких проектов для инвестиций немного, поэтому российские компании активно ищут их по всему миру.
Например, «Тройка Диалог» три года назад увидела потенциал в стартапе Evernote и вложила туда порядка $4,5 млн. В этом году «Тройка» вышла из проекта, заработав на инвестициях порядка $45 млн, что в десять раз превышает первоначальную сумму инвестиций.
|