Раньше    30.11     01.12     02.12     05.12     06.12     07.12     08.12     09.12     12.12     13.12     Позже

Евгений Малафеев спрашивает: «Почему PayPal и eBay не интегрированы в российский рынок? Мне кажется, что достойных конкурентов у них здесь нет.»

О том, что PayPal планирует выйти на российский рынок, стало известно еще в начале этого года. Средства массовой информации очень бурно обсуждали данную тему, но вопрос так и остался открытым. PayPal в основном известна как платежная система для покупок на американской площадке eBay, что для работы с массовой аудиторией в России недостаточно.

По последним данным, озвученным не так давно на Russian Internet Week, объем консолидированного рынка электронной торговли в Рунете по итогам 2011 года составит более 360 млрд рублей, а 63% всех покупок приходится на жителей Москвы и области, а также городов-миллиоников. Более всего в интернете по-прежнему продают компьютеры и цифровую технику (17,3%), а также авиа- и ЖД-билеты (12,7%). Более 70% покупателей все еще предпочитают оплачивать покупки наличными, а средний чек в онлайн-магазинах составляет 3,3 тысячи рублей.

Сегодня основным игрокам рынка электронной торговли не стоит бояться давления со стороны PayPal, ведь каждый из них работает в своем сегменте: например, «Яндекс.Деньги» обслуживает потребительские платежи, WebMoney — бизнес-нужды. PayPal — сильный международный игрок, он, скорее всего, займет лишь определенную нишу, которая на сегодняшний день является уникальной. Это ниша трансграничных платежей, обслуживания eBay и переводов между различными платежными системами (Visa, MasterСard и так далее).
Платежные системы и электронные системы обмена (язык не поворачивается назвать eBay «интернет-аукционом») — это не совсем моя тема. Вернее, совсем не моя.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я посоветовалась с более компетентными товарищами. После их комментариев пошла изучать материалы... Я так подробно описываю здесь процесс получения знаний, чтобы заранее объяснить вам некоторую возможную поверхностность моих выводов.

На мой взгляд, в основе сложившейся ситуации лежит множество причин:

• Объем рынка

Рунет прирастает за счет регионов. Новые пользователи российского сегмента Сети не имеют навыка и привычки совершения покупок в онлайне. Сейчас целевая аудитория PayPal и eBay в России, на мой взгляд, не настолько велика и привлекательна, чтобы, несмотря на все нижеописанные сложности, начать за нее бороться. Мы не настолько привлекательны, как множество других стран.

• Конкуренция

Общих конкурентов у обсуждаемых проектов в России нет. Однако, существуют нишевые игроки, у которых есть свои приверженцы и поклонники. Нельзя сказать, что рынок в России абсолютно свободен.

• Законы

У нас сложное и постоянно изменяющееся законодательство. Интернет вообще и онлайн-коммерция в частности мало регламентирована. Несмотря на закон о национальной платежной системе, электронные платежи так и остались «транзакциями серой зоны». Этот рынок трудно просчитывается и еще труднее прогнозируется.

• Лобби

Я думаю, вы помните историю с покупкой Бегуна Google и итоговым запретом ФАС. PayPal и eBay могут столкнуться с такой же проблемой.

• Вопрос кадров и менеджмента

Для запуска проекта важен сильный лидер со связями в стратегическом регионе. Возможно, такого человека пока просто не нашли.

Если наша жизнь не изменится кардинально и Рунет останется таким, какой он есть сейчас, PayPal и eBay рано или поздно придут в Россию. Но, скорее всего, это произойдет не путем открытия представительств с нуля. Скорее всего это будет путь Дарбери и Groupon: когда покупается идеологически-близкий российский проект и адаптируется под реальности мирового бизнеса.
Основная проблема на пути eBay в России — это логистика, которая в нашей стране имеет синонимическое название «Почта России», помноженная на таможенные органы. Это, по-моему мнению, как тормозит простую работу наших людей с сервисом, так и интеграцию сервиса с российской действительностью.

Что касается Палки как отдельного направления... я верю в скорый полноценный приход данного платежного инструмента, так как не вижу никаких преград (кроме бюрократии, которую могут создать для них ребята из ассоциации платежных систем). Хотя и отдельный приход, без прихода большого брата, не принесет решения тех задач, которые они ставят перед собой.

Дополнения читателей

Виталий 07.12.11 13:44
Вообще термин интеграция здесь не совсем уместен.
Ebay аукцион, а paypal платежная система его обслуживающая, но так же достаточно распространенная и на другие сервисы.
А ответ на вопрос почему они в России слабо представлены лежит на поверхности, и сами представители аукциона и платежки называли. Это бюрократические припоны, слабое законодательство, высокий уровень аферизма и отмывание денег. Все просто, это Россия )))
Timur 07.12.11 10:42
Не могу не согласиться с Анной, ведь действительно логично, что заморские компании с нуля не начинают. К тому же уже открылся сайт paypal.ru , правда только для модераторов и с предупреждением, что данный сайт не имеет отношения к платежной системе "Пока что", а вот на Paypal.com/ru интеграция в Российский сегмент уж идет полным ходом... Правда, началась с "Вконтакте", как бы им и не закончилась.
По сути, российские Яндекс.Деньги не универсальны, и далеко не всем удобны, как и эта жалкая попытка "деньки вконтакте", Интеграция ПейПал в кибеплатежные терминалы, скажем, позволит российским гражданам совершать покупки услуг и товаров практически со всего света не выходя из дома.
Полмира уже на пейпале, и при этом - с минимумом потерь в качестве комиссии. По этому не понимаю этих "тормозов" по поводу развертывания площадки со стороны ПП. Ведь пока они Здесь развертываются, по закону рынка свободной конкуренции, "Яндекс и компания" пойдут на какие угодно сделки с трансферагентами, и прочим обеспечением, лишь бы сократить свободную площадку вообще до минимума. Да бы не пропустить ненароком богатого заморского конкурента, способного вбухивать миллионы.
А как мы знаем, в этом деле важно все: кто занял нишу, тот быстрее и начнет развиваться в сторону продаж. Остальным же придется довольствоваться хлебными крошками. По этому могу сказать, что если они еще немного притормозят, то великий РayPal пролетит сквозь рос Сегмент Рынка как яркая, но очень быстро гаснущая комета.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Сергей Гребенников — заместитель директора Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), признанный эксперт интернет-отрасли. На протяжении многих лет выступает организатором российских интернет-конференций, форумов и наград Рунета: РИФ+КИБ, Russian Internet Week, Премия Рунета и других.
Анна Караулова — генеральный директор рекламного агентства MediaGuru, спикер школы «Нетология» по контекстной рекламе, SMM, SEO, юзабилити и веб-аналитике.
Вячеслав Семенчук — основатель и руководитель Арт-Бюро Creators, основатель Apps.ru — сервиса по разработке приложений ios, iphone, android, win 7 mobile, основатель и экс-владелец студии MoscowDesgin.