Раньше    24.06     27.06     28.06     29.06     30.06     01.07     04.07     05.07     06.07     07.07     Позже

Неизвестный спрашивает: «Что, по-вашему, ждет в ближайшем будущем купонные сервисы и сервисы коллективных покупок? Можно ли через них приобрести что-то действительно качественное?»

Купоны изобретение американское. Таким способом (два по цене одного, скидка 70% и т.п.) с 30-х годов ликвидировались товарные остатки, неудачные продукты и прочий неликвид.

В головах россиян заморские «бусы» иногда загадочным для здравого смысла образом превращаются если не в золото, то во вполне пристойную и ценную вещь. К примеру, LiveJournal в Америке всегда был обычным блогосервисом, где юные девицы страдали от неразделенной любви.

На нашей же почве, LiveJournal неожиданно спозиционировался как серьезный политический ресурс влияния. Это несказанно веселит всех американцев, и нисколько не меняет сути проекта внутри.

Сервисы типа Групона были воспринят многими нашими компаниями не как средство ускоренной распродажи залежалых товаров, а как новый способ маркетинга.

Пиарщики убедили и себя и владельцев компаний в том, что человек, купивший со скидкой в 70% услугу или товар, станет постоянным и полноценным клиентом. Вдумайтесь. В здравом уме и твердой памяти они убедили и себя и руководство своих компаний, что халявщики могут стать покупателями.

Что имеем в результате ?

Переполненные салоны красоты, бани, рестораны. Клиенты в гневе. Официанты плюют в борщ.

Ну согласитесь, что им еще делать, если типаж человека пришедшего в ресторан, сауну или косметический салон со скидкой в 70% совершенно не предполагает чаевых. При всем этом Групон планирует выходить на IPO с оценкой в $8 млрд при убытках в $400 млн.

Я думаю, что пена уйдет. Миллиарды превратятся в миллионы.

Кто гоняется за дешевизной, как покупали в результате говно, так и будут его покупать. Ибо природа человеческая неизменна.
С одной стороны купонная идея выглядит довольно плодотворной. Завязывает в мотивированный круг сразу нескольких участников оборота товар-деньги-товар.

Сайт, продающий купоны — получает свой процент, и заодно привлекает аудиторию, которая хорошо поддается дополнительной монетизации — рекламой и целевыми продажами сопутствующих товаров.

Для продавца товаров купоны — неплохая реклама и завлекалочка покупателей, позволяющая за счет роста продаж и снижения рекламных расходов окупить купонную скидку.

Покупатель — экономит деньги (получив, правда, взамен некоторый геморрой по добыванию купона, кормежку дополнительной рекламой и риск заплатить за купон вхолостую — если он поленится или не сможет его отоварить).

Перспективно, многообещающе, не правда ли?

Ну а теперь ложка дегтя, которая, как я полагаю, и убьет эту технологию, точнее, вытеснит ее на обочину нормальной жизни, туда, где уже много лет проживают почтовый спам («за 100 баксов загадим мейлбоксы миллиону человек, чтоб получить 5 покупателей»), телевизионная SMS-«торговля» (пошли SMS-ску «я не лох» на номер...), таймшер и другие.

В купонной цепочке мы имеем технологический разрыв — деньги за купон отдаются сразу и независимо от покупки купонизированного товара. Покупатель теряет контроль качества, а купонщик получает потенциальную возможность брать деньги из воздуха — зачем заботиться о качестве товара, когда купон уже продан? Можно вообще без товара обойтись — простофиль-халявщиков на много лет хватит.

В этот разрыв полезут (или уже полезли?) мошенники всех мастей, отравляя в общественном сознании саму идею и выбивая почву из под бизнеса добропорядочных честных купонщиков.

В принципе — отдельные крупные купонопродавцы имеют возможность удержать технологию на плаву для отдельных брендов — но для этого потребуется вводить непрерывный контроль, проверку продавцов товара, сбор фидбэков и «карание нарушителей конвенции» — а это заметные накладные расходы снижающие норму прибыли.

Вот такая ерунда получается...
Групповые скидки на товары плотно вошли в жизнь россиян. Недавние «кейсы» (или, как их называют другие, менее вежливые люди, «кидалова») с IdealPrice и вот новый, свежий, потенциальный хит от Uti-Note с их макбуками Эйр по 3000 рублей (http://mac.utinet.ru/) спешат трансформировать задуманный изначально с благой (?) целью сервис в подобие МММ-а для убер-лохов.

Пару дней назад тысяча пользователей сайта Хабрахабр, которые мнят себя гиками (wishful thinking), купила 1000 Киндлов за 30 долларов, с бесплатной доставкой из Австралии. У меня нет слов, ребята.

Иммунитет вырабатывается через несколько месяцев. Крайний срок — год. На предложение купить очередной сеанс маникюра (с тремя листами А4 примечаний) со скидкой 90% будут отзываться только свежеприбывшие из деревень ребята, кровь с молоком. Они никогда не слышали о ресурсе «Цукерберг Позвонит» или не знают о подвигах Групона на ниве пылесосов.

Дополнения читателей

Роман 11.08.11 06:17
Купоны от групона не такие уж хорошие почти всегда можно найти аналог в магазине товара или услуги дешевле.
Гриша 02.07.11 21:59
Чересчур грустно написано. Сам пользовался купонами. Пока не обманывали. А вот за адекватность официантов не могу ответить)
sayanara 01.07.11 21:26
https://plus.google.com/103172158448932010502/posts?hl=ru&tab=wG#103172158448932010502/posts - а вот и дискуссии на тему
hromovnik 01.07.11 14:43
Сегодня на работе все помешались на "Uti-Note с их макбуками". Так что верно всё... Увы.
Константин 01.07.11 10:14
Герман правильно подметил про купоны, но не понятно при чем тут Livejournal.
Тимон 01.07.11 09:57
"Которые мнят себя гиками (wishful thinking)" - я под столом
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Герман Клименко — владелец компании Liveinternet — крупнейшего российского сервиса статистики и блогов, сооснователь «Фонда социального пространства», успешный менеджер и продюсер.
Максим Мошков — основатель lib.ru — старейшей библиотеки в Рунете, программист множества медиа-проектов (Газета.ру, Лента.ру, Вести.ру и др.), многократный лауреат премий РОТОР, в прошлом — сотрудник НИИ Системных Исследований РАН.
Александр Пеганов — главный редактор сайта о социальных медиа «Цукерберг позвонит», ведущий трендспоттер Рунета по стартапам, аналитик социальных медиа, кофаундер ряда проектов и журналист, выпускник МГУ.