Раньше    25.11     28.11     29.11     30.11     01.12     02.12     05.12     06.12     07.12     08.12     Позже

Неизвестный спрашивает: «В одной европейской компании запретили пользоваться электронной почтой и призвали общаться в мессенджерах. Правда ли, что таким образом можно существенно сэкономить рабочее время?»

Каким бы странным ни казалось решение руководителя Atos, оно имеет под собой достаточно разумные основания и явным «самодурством» его назвать отнюдь нельзя. Вроде бы все логично и понятно: используя мессенджеры типа ICQ или сервисы видеозвонков, подобные Skype, мы можем обсудить любую проблему с коллегами в онлайн-режиме и не ждать ответа на суперважное письмо.

Написал — получил ответ. Нужно обсудить что-то очень срочное — сделал видеозвонок. Плюс никакого «мусора» в виде спама и тонны ненужных писем. Красота!

Но мне любопытно хотя бы следующее: каким образом мсье Бретон ведет диалог сразу с несколькими сотрудниками своей компании и компании-партнера? Простое решение почтового сервиса «поставить в копию» здесь не сработает, человека нужно непременно подключить к диалогу. А теперь представьте: на Вашем рабочем столе открыто...ну скажем, штук 20 окон и все жаждут от Вас ответа немедленно: топ-менеджеры Вашей компании, партнеры, дизайнеры, логисты, клиенты — все они хотят услышать Ваше решение сию секунду! Картина довольно забавная, правда?

В общем, можно смело заключить, что почта не тратит рабочее время, а скорее помогает его сэкономить, и, главное, систематизировать.

Другой вопрос, каким почтовым клиентом пользуетесь лично Вы — тут уж дело зависит от индивидуальных пользовательских предпочтений.
Совсем недавно одна моя хорошая знакомая поделилась со мной опытом управления своей командой. Суть опыта заключалась в том, что все рабочие совещания проводились не в переговорных, а за компьютером, по скайпу.

Не буду вдаваться в скучные подробности, скажу лишь, что внедрение идеи моей знакомой в нашем дружном коллективе позволило существенно ускорить и упростить переговорный процесс.

На удивление: фиксирование устных или письменных разговоров существенно дисциплинирует договаривающиеся стороны. Одно дело пообещать устно, и совсем другое — под запись.

На мой взгляд не важно, каким именно инструментом вы пользуетесь для рабочего общения. Электронная почта когда-то заняла лидирующие позиции не нескольким существенным причинам. Она позволяла фиксировать договоренности. Хранила переписку без изменений. Отправляла одинаковые копии документов всем участникам дискуссий.

Однако, стандартные почтовые клиенты не позволяют проводить видео-конференции и не поддерживают общения в реальном времени. Скайп для пользователей намного удобнее.

Если руководитель не видит проблемы в том, что он потеряет возможность контролировать каждое действие сотрудников, можно совершенно спокойно сменить почту на месседжер. Еще сотрудник может уйти на другое место работы, захватив с собой всю историю общения и взаимодействия...

Но это ведь всё мелочи, не правда ли?
Вопрос внутрикорпоративного общения, его эффективности и оперативности всегда волновал людей. Нужно выделить параметры этого общения, которые создают общую совокупность: это передача рабочей информации, это фиксирование информации и конечно обычное общение не связанное с передачей рабочей информации.

В плане корпоративных устоев крайне важен баланс корпоративной культуры, само организованности и ответственности сотрудников. Так служебные бумажные записки или продвинутый способ — корпоративная почта позволяют зафиксировать информацию при этом либо сняв с себя этим ответственность, либо наоборот наложить ответственность на кого-либо. И в плане инструментов передачи информации в корпоративной среде этот момент является наиболее важным.

Каким бы оперативным не был способ общения и какие эффекты не давал, отсутствие организованности и необходимость «документирования» части сказанных слов делает невозможным отмену такого канала, как корпоративная электронная почта.

Существует несколько вариантов использования каналов общения:

1. Команда ответственная. Само-организованная. Все отвечают за свои слова, в какой бы форме они не передавались. В данной ситуации месенджеры полностью могут заменить общение. Такая ситуация характерна для молодых команд и стартапов. И крайне редка возможна в крупных компаниях.

2. Компания инновационная. Сотрудники настроены на передачу знаний, но при этом требуется документировать некий объем информации для понимания уровня ответственности. В данном случае месенджеры используются для передачи неофициальной информации, а корпоративная почта в исключительных случаях.

3. Компания крупная корпорация родом из совка. Передача знаний внутри компании не происходит. При этом требуется максимальная фиксация сказанных слов. В данном случае отмена корпоративной почты невозможна, в наличие месенджеров не только не ускоряет общение, а лишь мешает ему за счет рассеивания внимания сотрудников.

4. Утопичная ситуация. Создание корпоративного месенджера. При этом фиксация всех сообщений ( но важно чтобы том, что все сообщения сохраняются знали публично все сотрудники). В данном случае способ передачи дает преимущества в скорости, а фиксирование информации добавляет необходимую бюрократию.

Дополнения читателей

Вообще-то уже давно используются сервисы типа Chatter или Yammer - этакая внутренняя соцсеть предприятия. эффективно заменяет email и мгновенные сообщения.
Сергей 03.12.11 17:59
Интересно, в каком веке ребята живут, если у них "Создание корпоративного месенджера" - это утопичная ситуация. Они видать о Jabber и не слышали никогда. Ну так прокосультировались бы с ИТ-специалистами о корпоративных клиентах. Эти технологии сейчас есть и у Microsoft и иже, и у сообщества. Здесь и месенджеры, и видеоконференции, и телефония, и совместимость с большинством некорпоративных служб, и межкорпоративные связи, не говоря уже о полноценном протоколировании и всяких прелестях IP-телефонии типа голосовых сообщений и пр. Почтовые сервера типа "CommuniGate Pro" уже давно многое из этого в себя интегрировали в рамках единой платформы, представляющей, в том числе, удалённый доступ к сервисам. Есть и бесплатные решения, но в этом случае возрастает стоимость проектирования-сопровождения, но появляется большая гибкость.
Исключение пока - сертифицированные средства защищённого документооборота и средства ЭЦП, хотя, думаю, интеграции оных не за горами. Но внутрикорпоративное взаимодействие в большинстве случаев можно организовать без применения ЭЦП и подобного.
Мир меняется, ребята :-).
Афор 02.12.11 10:17
Явно удобнее.. давно пора
Белла 02.12.11 09:19
Плохо, что в аське нельзя чатов на несколько человек, как в скайпе устраивать. А у электронных писем есть самый большой минус - официоз. Люди слишком много времени тратят не подбор формулировок, деловые расшаркивания. А в мессенджерах все традиционно просто - Привет или Здравствуйте. И сразу к делу.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Сергей Гребенников — заместитель директора Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), признанный эксперт интернет-отрасли. На протяжении многих лет выступает организатором российских интернет-конференций, форумов и наград Рунета: РИФ+КИБ, Russian Internet Week, Премия Рунета и других.
Анна Караулова — генеральный директор рекламного агентства MediaGuru, спикер школы «Нетология» по контекстной рекламе, SMM, SEO, юзабилити и веб-аналитике.
Вячеслав Семенчук — основатель и руководитель Арт-Бюро Creators, основатель Apps.ru — сервиса по разработке приложений ios, iphone, android, win 7 mobile, основатель и экс-владелец студии MoscowDesgin.