Рынок ШПД сильно завязан на рентабельность, ведь оператору приходится много строить и доводить сигнал до каждой квартиры, вот почему более эффективно это там, где плотная застройка. Так, многие сегодняшние интернет-провайдеры начинили с того, что в начале в Сеть объединялись квартиры на одной лестничной площадке, потом подъезда, а дальше больше до микрорайона или части города.
С пригородом связана проблема не только плотности застройки и экономической эффективности расширения Сети, но и стоимости земельных работ, ведь приходится прокладывать ВОЛС, практически с нуля, создавая специальные коллекторы.
Хотя, мы как крупнейший оператор московского региона, с перспективой смотрим на рынок ШПД Московской области и сегодня у нас ВОЛС закольцован и по Московской области, что позволяет нам строить планы в отношении развития направления ШПД в этом регионе.
Нельзя сбрасывать со счетов и достаточно сильные позиции местных интернет-провайдеров, которые имеют стабильную рыночную долю и ARPU. И при выходе на этот рынок, новому игроку придется фактически демпинговать, а это увеличит сроки окупаемости.
В целом можно сказать, что не все так плохо, как кажется. Действительно, в Москве ты можешь выбирать между 6-8 интернет-провайдерами, а в области только 2-3, но оператор связи ориентируется и на перспективную застройку, а значит приход новых операторов точно будет, вопрос только в сроках.
Надо помнить, что важное отличие федерального крупного игрока от локального в том, что первый в постоянном поиске точек роста бизнеса, а второй довольствуется статусом кво.
Единственное, когда требуется вмешательство государства, если какой-либо оператор искусственно сдерживает свое монопольное положение, или по природным и географическим условиям присутствует только один интернет-провайдер, то здесь возможно госрегулирование, либо субсидирование тарифов.
|
Если отвечать кратко — то нерентабельно из-за технически и организационно более сложных решений. А если чуть подробнее, то:
Экономика фиксированного широкополосного доступа, или, говоря по-русски «провода в квартиру», примерно следующая. По самым оптимистическим оценкам, окупаемость подключения одного абонента в Москве — 1,5 года, не считая стоимости его привлечения и затрат на магистральную сеть.
Это расчет для городского многоквартирного дома, где расстояние от операторского оборудования до потребителя не превышает 100 метров, и в качестве абонентского окончания, то есть провода до потребителя, можно использовать медный кабель, да и трасса для его укладки уже есть. Кроме того, построив магистральный канал в городской микрорайон, вы охватываете несколько тысяч квартир, то есть потенциальных абонентов.
В «деревне» все иначе. Во-первых, от точки присутствия оператора до потребителя, как правило, более 100 метров и нужно класть оптическую линию, а кабельных трасс, куда класть кабель, нет, и нужно, либо копать землю, либо вешать кабель на столбы освещения, а на это требуются отдельные согласования и разрешения. В результате, стоимость подключения одного абонента возрастает на порядок.
А во-вторых, плотность потребителей в «деревне» гораздо меньше городской и, на одном магистральном канале можно потенциально рассчитывать на 100, 200, ну 500 абонентов. И экономика уже не пролезает.
В результате, остается только беспроводные решения типа Wi-Fi, Wimax или мобильный (GPRS, UMTS, EDGE или 3G) Интернет, но это совсем не то, что хочется называть ДОМАШНИМ ШИРОКОПОЛОСНЫМ ДОСТУПОМ В ИНТЕРНЕТ.
P.S. Не все так печально. Есть примеры разумного подхода застройщиков к созданию современной инфраструктуры поселка. Так, в коттеджном поселке «Потапово» в Южном Бутово, еще при строительстве, была заложена кабельная разводка по 4 волокна в каждый коттедж, и сегодня 2КОМ предоставляет там услуги ШПД по стандартным московским тарифам, так как дополнительных затрат относительно города не возникает, а дополнительная стоимость организации канала до поселка компенсируется высоким объемом потребления услуг и стабильностью абонентской базы.
Так что, когда выбираете себе коттедж, запрашивайте, кроме централизованной воды, канализации, электричества и газа, еще и кабельную разводку по поселку оптоволоконных линий связи. На этапе строительства это не очень сильно удорожает проект, а для жизни очень помогает.
|
Как и в любом бизнесе, в телекоммуникационном, определяющим фактором того, будет ли коммерческий проект реализовываться или ляжет под сукно, является показатель возврата инвестиций и амортизации.
Мне очень трудно говорить от лица крупных компаний, где согласование любого, даже очень выгодного проекта проходит долго. Но я готов говорить о тех трудностях, с которыми лично сталкивался.
Во-первых, сложным является согласование проекта и разрешительная документация. Далеко не везде в области можно прокладывать кабель, далеко не везде можно использовать беспроводные технологии передачи данных (в особенности в диапазоне 5 ГГц, это создает помехи для органов и некоторых гражданских служб), далеко не везде есть возможность создать конкуренцию провайдеру, у которого уже есть договоренность с администрацией.
Во-вторых, нужно понимать, что, избирая стратегию расширения территории предоставления услуг, нужно быть готовым к тому, что расчеты по все той же амортизации, окажутся неверными после первого же согласования, и потребуются дополнительные финансовые вливания в проект. Эти вливания не могут быть взысканы с абонента, поскольку не имеет смысла выводить услугу на рынок, если она дороже, чем у конкурента. Вероятность перехода клиента от услуг одного провайдера к другому резко падает.
В-третьих, сейчас невероятно трудно просчитать будет ли услуга пользоваться спросом, даже при её меньшей стоимости у конкурента.
Я знаю несколько примеров, когда провайдер выходил на рынок с отличной идеей и потом, иногда по неизвестным причинам, сворачивал деятельность.
Поэтому, на ваш суд я выдвигаю условие для расширения зоны предоставления услуг: административные ресурсы (связи, контакты, договоренности), достаточное количество гипотетических абонентов для, пусть даже длительной, амортизации и наконец, самое главное, потребности клиента, которые нужно удовлетворить.
Таким образом, учитывая эти условия, провайдеры не могут, а многие и не хотят выходить на покрытие новых территорий.
В итоге мы получаем ситуацию, когда человек, переехавший в Подмосковье, должен платить в несколько раз больше за Интернет с меньшей скоростью и худшим качеством передачи данных.
Я очень надеюсь, что благодаря изменениям в законодательстве, наведению порядка на местах, технологиям передачи данных в полосе пропускания 72 ГГц, а главное, увеличению спроса на услугу доступа во всемирную Сеть, нашей компании удастся увеличить зону предоставления услуг с 80 км от Москвы до 180 км в ближайшие 3 года.
Такой проект есть и будет реализовываться, даже при наличии всех вышеописанных трудностей.
|
Вот лучше б что-нибудь отписали про такие города как Лянтор, Заводоуковск, Ялуторовск и так далее. Я уж не говорю про деревни рядом с ними.
В таких городах есть 1 провайдер — Ростелеком — монополист, который ставит огромные цены на свои тарифы. 2 Мбита для юрлица 20000р.
5 мегабит ADSL 700р. для физ лица. При том, что качество не лучшее. Да еще и ждать подключение приходится несколько месяцев.
В отличии от центрального округа, и 3G здесь у сотовых операторов работает через пень-колоду.
стороны, если мы говорим, что оптика уже лежит в непосредственной близости
от дома, нет причин, чтобы не подключить дом, при наличии технических возможностей,
и самое главное, спроса на услугу. Видимо в Омске, существуют другие
барьеры для подключения трехэтажек. Считайте это моим субъективным мнением.