Бумажные :)
Интернет в силу своей природы подталкивает нас к фрагментированному
мышлению. Понаблюдайте со стороны за тем, как мы читаем Интернет-страницу -
взгляд скачет по экрану. Первый взгляд, второй, третий и мы уже составили
впечатление и решили — оставаться тут или нет. У хомо интернетикус проблемы
с текстами, длиннее двух экранов — большая часть из нас ломается на длинных
текстах.
Такой способ восприятия порождает соответствующее мышление — быстрое, но
поверхностное. Обо всем, но по чуть-чуть. Мы любим бродить по Википедии, не
очень хорошо понимая — что же там написано. Мы готовы поддержать любой
разговор, но не способны сосредоточиться на одном деле более десяти минут. У
нас открыто 20 табов в браузере, но мы теряем интерес к книге на пятой странице.
Процитирую Маршала Маклюена, книга «Понимание медиа», середина прошлого
века:
«Горячее средство — это такое средство, которое расширяет одно-единственное
чувство до степени <высокой определенности>. Высокая определенность — это
состояние наполненности данными. Фотография, с визуальной точки зрения,
обладает <высокой определенностью>. Комикс же — <низкой определенностью>,
просто потому что он дает очень мало визуальной информации.
Телефон является
холодным средством коммуникации, или средством с низкой определенностью, так
как ухо получает скудное количество информации.
Речь тоже является холодным
средством с низкой определенностью, поскольку слушателю передается очень
мало, и очень многое ему приходится додумывать самому.
С другой стороны,
горячие средства коммуникации оставляют аудитории не очень много простора
для заполнения или довершения.
Горячие средства характеризуются, стало быть,
низкой степенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее участия,
или достраивания ею недостающего. А потому естественно, что горячее средство
коммуникации, например радио, оказывает на пользователя совершенно иное
воздействие, нежели холодное средство, например телефон.»
Давайте сравним книгу и Интернет. Что из них более горячо? Что не оставляет
человеку пространства для фантазии, полностью наполняя его мозг данными?
Конечно, современный Интернет с его гипертекстом, аудио, видео, картинками и
интерактивностью.
Сравните с книгой. Во время чтения книги Ваша фантазия
вынуждена участвовать в процессе, вы додумываете, домысливаете,
представляете. В общем, вы вовлечены, ваш мозг работает, тренируется,
упражняется, а следовательно — развивается.
Поэтому читать книги важно!
Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит
телевизор.
PS: Лучше всего эту тему в своих лекциях раскрывает
Иван Засурский на факультете журналистики МГУ - несколько лет назад они были открытыми, если интересно - попробуйте попасть.