Раньше    24.08     29.08     30.08     31.08     03.09     04.09     05.09     06.09     07.09     11.09     Позже

Марина спрашивает: «Как клиенту понять, адекватна ли заявленная стоимость работ или подрядчик просто жадничает?»

Первый способ — это оценка трудозатрат. Любой проект заказчик должен представлять с точки зрения запланированного на него времени, а именно — какие специалисты, какой квалификации и в каком объеме будут задействованы на проекте. От этого существенным образом зависит результат работы.

Это как на рынке — вы понимаете, сколько и каких продуктов входит в ваш чек на 500 рублей. Если в команде есть «звезда», например, и она зарезервирована на полчаса — стоимость принципиально отличается от ситуации, когда она нанята на месяц. Оценка этих параметров, безусловно, зависит от профессионализма заказчика.

Второй способ — это оценка состава работ. Стоимость проекта должна быть декомпозирована по отдельным работам. Заказчик может увидеть, что входит в предложенный бюджет, в том числе неочевидные услуги: входит ли в проект бизнес-анализ, разработка бизнес-процессов для переноса бизнеса в онлайн, в каком объеме входит проектирование, какие именно работы по технической реализации проекта включены, общие объем и характер внедрения проекта в бизнес, в его структуру.

Третий способ — это когда компания пытается смоделировать ситуацию, когда она не нанимает подрядчика, а набирает собственную команду «внутрь» — соответственно, она может посчитать, сколько будет стоить создание команды, реализация проекта и роспуск команды. При таком подходе, помимо затрат, стоит учитывать риски, ведь компания вынуждена будет выстраивать интеграции совершенно новых процессов в свой бизнес.

В большинстве случаев стоимость в таком варианте будет сопоставима со стоимостью подрядчика, так как отсутствие заложенной маржи подрядчика компенсируется простоями редких специалистов и издержками невыстроенного управления.

И четвертый способ — это руководствоваться инвестиционной целесообразностью. При таком подходе необходимо сравнить стоимость инвестиций в проект с планируемой прибылью, и уже на этом основании принимать решение, насколько велики будут затраты на создание проекта, и как именно в таком случае его будет целесообразно реализовывать.
Универсального способа определить, насколько адекватный бюджет установил ваш подрядчик, не существует. Разброс цен на этом рынке большой: от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов.

Все зависит от подхода к организации процессов и уровня качества услуг. Проще всего оценить уровень агентства и его востребованность можно, посмотрев портфолио и клиентов. А подробная смета позволит сравнить стоимость за типовые этапы проектов у разных агентств.

Важно еще обращать внимание на риски, гарантию на работы. Сэкономив на стоимости разработки, можно потом получить гораздо большие убытки из-за нереализованного вовремя проекта. Все эти детали должны быть прописаны в договоре.

Кроме того, каждое уважающее себя агентство должно предоставлять услуги по поддержке и дальнейшему развитию проекта. Очень часто по прошествии какого-то времени в проекте приходится что-то менять, дорабатывать, улучшать. Ваш подрядчик должен иметь возможность предоставить Вам такие услуги.
Есть несколько способов, но самый простой из них — попросить объяснить как делается сайт, что такое команда, какие этапы или итерации проходят сайты, при создании. Легко рассказать, кто и чем занят в команде, каков их опыт и квалификация.

Попросить объяснить как управляется и делается проект в студии. Услышав все это, не составит труда понять, соответствует ли цена заявленным услугами или превышает качество и объем услуг которые будут предоставлены (Тут я не беру случаи явного обмана, когда рассказывают о неком «мыльном пузыре» которого в реальности нет).

По опыту общения с клиентами, могу сказать, что многие пообщавшись с «дорогими» студиями, думают что смогут сэкономить, если сами будут находить исполнителей, проверять результат и ставить задачи, быть проджект менеджером проекта.

При этом, они не всегда понимают, что им придется стать специалистом во всех областях для этого и самому пройти путь опыта и ошибок. И что скорее всего, экономя, он потеряет время и деньги и вернется в компанию с высокой ценой после своего опыта. Часто так и случается.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Алексей Персианов  — основатель и директор одного из крупнейших интерактивных агентств России ADV/web-engineering. За время существования ADV получило более 50 наград на всевозможных российский конкурсах и фестивалях, включая ММФР, ADCR, Идея!, Золотой Сайт.
Сергей Оселедько – генеральный директор интерактивного агентства Notamedia.
Андрей Воропаев — председатель совета директоров компании Trilan, специализирующейся на предоставлении услуг в области создания интернет-ресурсов и их продвижении в поисковых системах.