Раньше    07.09     08.09     09.09     12.09     13.09     15.09     16.09     19.09     20.09     21.09     Позже

Андрей спрашивает: «Скоро начнется марафон, в котором примут участие программисты России и США. Вместе они будут разрабатывать разрабатывать порталы с картой мест и учреждений с облегченным доступом для инвалидов, технологии оценки работы региональных органов власти и др. Может ли быть такой проект продуктивным или это популизм?»

К сожалению, в популизм можно превратить любое, даже самое замечательное начинание. Очень бы хотелось пожелать «Программистам для страны» не столкнуться с ситуацией «по Черномырдину»: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Кстати, на сайте этого проекта указано, что он направлен на решение проблем «в области повышения уровня прозрачности в системе управления». Исходя из этой формулировки и личных ощущений, могу предположить, что изначальной целью этого проекта является «пиар» власти. Так сказать, создание видимости этой самой прозрачности.
Кажется, что у президентов стран есть более действенные и прямые рычаги, чтобы сделать государство, которым они управляют, более открытым и ориентированным на своих граждан, нежели проведение марафона программистов.

Скорее всего, целью является не прямой результат марафона — создание готового продукта, а сам процесс, в котором будут участвовать молодые и задорные программисты, закрепляя образ молодых президентов, как современных, актуальных, непосредственно причастных к информационным технологиям и инновациям.

А тема одного из проектов — помощь людям, испытывающим различные ограничения, конечно, не самая злободневная. Помощь, вообще, не может быть на злобу дня. Она не утилитарна, и её продуктивность трудно оценить. И, наверно, не всегда нужно.

Один из сотрудников компании Дисней, который распространял продукцию компании на Ближнем Востоке, сказал, что своей задачей видит — сделать так, чтобы в этом сложном мире было на несколько детских улыбок больше. Как измерить пользу детской улыбки?

Если молодые программисты сделают так, что в мире станет чуть меньше отчаяния и больше улыбок, то марафон будет не напрасным.

Добьются ли они такого результата? Может быть. Главное, чтобы не забыли девиз, предложенный одним из комиссаров ООН — «Nothing about us without us!», смысл которого в том, чтобы не делать ничего для людей, испытывающих ограничения, без них самих. Это важно потому, что у обычного человека почти нет шансов понять, как живет тот, кто нуждается в помощи, и как ему можно помочь.

Буду надеяться, что участников марафона не покинет профессионализм, и они будут делать продукты для реальных, а не выдуманных людей.
Это очень сложный вопрос. Так получилось, что я очень близок к людям с ограниченными возможностями — обычно мы не пересекаемся с ними, с целым миром, который выглядит совсем не так, каким мы привыкли его видеть. Все, что мы создали, все, что мы построили чудовищно неудобно, если ваш организм не функционирует так, как ему предписывает условная норма. Испытывают трудности даже левши, которых, как вы знаете десятки процентов населения.

На западе существует огромное количество проектов, которые помогают людям с особенностями, людям с ограниченными возможностями. В России их практически нет. В программе «Менеджер интернет-проектов» в ВШБИ, которой я руковожу, в прошлом году учился студент, передвигающийся на коляске. Мы с ним обсуждали довольно подробно такой проект и я знаю, что он собирался его делать, и даже делает сейчас внутри одной из крупнейших интернет-компаний.

Москва — город с огромным количеством ступенек. Каждый пешеходный переход, каждый подъезд, каждый подземный переход ... — это ступенька, зачастую такая, что забраться на нее совсем непростая задача. Эти барьеры непроходимы не только для людей на колясках, но также и для стариков, которым сложно высоко поднять ногу, да даже и для мам с детскими колясками (которым последние годы, что ужасно неприятно видеть, стало «непринято» помогать на улице). При этом несколько лет назад в Москве даже реализовывалась программа «город без барьеров», и если таковы результаты программы, то можно представить себе, что твориться в других городах.

Помощь в виде подсказок «как добраться без барьеров туда-то», «какие препятствия меня ждут», «где я могу объехать вот эту лестницу» будет для людей с ограниченными возможностями более чем кстати. И именно такой проект собирался делать мой студент. Я надеюсь, что у него получится.

К сожалению, тема такова, что на ней легко можно спекулировать с большой выгодой для себя. Что получится из этого проекта, зависит от многих факторов, в первую очередь, от руководства этого проекта, от интересов, которые за этим стоят. Я этих интересов не знаю, поэтому предсказать результаты не могу. Но очень хочется надеяться, что получится, и Москва, а может, и другие города страны, станут чуть более приспособлены для всех людей. Как-то так.

Дополнения читателей

Кирилл, эвент 15.09.11 09:47
Остается только удивляться, что программисты не могли для себя сайт по-серьезнее сделать. Я ведь правильно понял, речь об этом проекте - code4country.org/
Ну, а если серьезно, пока не понятно, как организаторы марафона планирую мотивировать програмеров на участие. А ведь в этом и есть залог успеха, я считаю.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Леонид Филатов — генеральный директор и основной акционер крупнейшего хостинг-провайдера России Мастерхост.
Дмитрий Сатин — один из ведущих юзабилити-экспертов, руководитель лаборатории UsabilityLab, автор нескольких учебных курсов и рецензент международных конференций по юзабилити.
Федор Вирин — эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу, основатель первого в России исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции Data Insight, ранее — директор по исследованиям Mail.Ru. Автор книги «Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов».