Раньше    01.09     02.09     05.09     06.09     07.09     08.09     09.09     12.09     13.09     15.09     Позже

Антон Семенов спрашивает: «Говорят, что 20% стартаперов закладывают собственное жилье ради интернет-проекта. Вы считаете такой риск оправданным или лучше не жадничать и искать инвестора? Или, может быть, есть другой путь?»

Все зависит от человека. Если он реально болеет за свою идею, у него даже мысли не возникает: закладывать имущество или нет. Он тратит все свое свободное время на доведение проекта до совершенства, выстраивает бизнес-модели, руководит. При таком подходе можно и квартиру заложить. А если человек не готов длительное время жить с проектом и чем-то жертвовать, то тут все по-другому. Нужно искать инвестора и играть по его правилам. Зачастую такие проекты в итоге продают.

Третий вариант — искать партнера. Это должен быть человек не только разделяющий твои убеждения, но и готовый разделить с тобой все риски. Огромное количество компаний начинались именно так — с группы единомышленников. А потом, на этапе, когда идея уже сформулирована, проект запущен и работает, найти средства для раскрутки уже не представляется такой проблемой.
Я думаю, что доля предпринимателей, которые закладывают своё имущество пропорциональна доле успешных проектов. И дело тут, мне кажется, в психологии предпринимателя.

Если он настолько одержим своей идеей и верит в её успех, что готов поставить на карту всё, что у него есть, то шанс, что он не свернет с выбранного пути повышается, мне кажется, до максимума. Ведь это уже не простой человек, это — фанатик.

Я люблю по этому поводу пересказывать одного биолога, который говорил, что из двух самцов, борющихся за самку, побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто проявляет готовность идти до конца. «Разумный» самец, не готовый платить так много, отступает, хотя может быть он и был сильнее своего оппонента.

И вторая история по этому поводу. Как-то на встречу выпускников одной психодиагностической лаборатории, в которой я проводил много времени, когда был студентом, пришел бывший её сотрудник, который в то время стал работать в банке, в комитете, который принимал решение о выдаче кредитов предпринимателям. Мы сразу хихикнули: «Следишь, чтобы психам не давали кредиты?». Его ответ нас ошарашил: «Как раз наоборот!». Он пояснил: «Нормальный человек слишком быстро отступает и сворачивает с пути при столкновении с препятствиями и трудностями. Поэтому мы охотнее даем деньги тем предпринимателям, которые демонстрируют акцентуации характера (отклонения от „нормального“ поведения), которые не дадут ему свернуть с пути».

Резюмирую: квартиры закладывают одержимые люди, а одержимые люди чаще добиваются цели. И жадность здесь ни при чем. Наоборот, они рискуют и жертвуют собой.

Правда, нужно не забывать, что фанатики настойчивы в том, чтобы перевернуть мир, но они не подходят для наведения порядка в новом, перевёрнутом мире. И поэтому после выхода из стартап-фазы, он должен найти себе преемника, обладающего совсем другими качествами.
О! Это отличная попытка провокации. Давайте вместе подумаем: у вас гениальная идея, которая, возможно, принесет вам в течение ближайших 10 лет несколько десятков миллионов долларов! Сконцентрируйтесь на этом, ощутите, как ваша Идея становится Великой и Могущественной! Для этого надо всего лишь сегодня заложить квартиру (не продать, а только заложить!). Пошли?!

Ну, в общем, конечно, это, к счастью или сожалению, совсем неправда. Как раз таки многие стартаперы в нашей стране не закладывают свое жилье для того, чтобы вложить деньги в свой стартап, поэтому проект чаще всего не доходит до уровня прототипа. Это не принято. В первую очередь потому, что стартаперам, которым нужно бы заложить жилье для того, чтобы вложить деньги в стартап, это жилье чаще всего не принадлежит. :)

На самом деле, в нашей стране не принято брать кредит на мелкую предпринимательскую деятельность, да и инструментов (банковских) для этого, по сути, нет. Поэтому единственный способ — это взять потребительский кредит для развития своего проекта.

Самое забавное, что потребительского кредита на 50-200 тысяч рублей, доступного для большинства заемщиков, достаточно в большинстве случаев для создания работающего прототипа. Но взять кредит очень-очень страшно (его же отдавать потом!). Как преподаватель и консультант стартапов я вижу в год очень много проектов на разных стадиях. Отсутствие копеечного начального финансирования приводит к смерти десятков процентов идей будущих замечательных проектов.

Поэтому было бы круто, если бы стартаперы умели бы массово брать кредиты и на них развивать свои проекты, но они, во-первых, не могут, а во-вторых, не хотят.

Дополнения читателей

Роман Фролин 08.09.11 10:00
Будь я инвестором, я только таким стартаперам инвестиции бы и давал.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Леонид Филатов — генеральный директор и основной акционер крупнейшего хостинг-провайдера России Мастерхост.
Дмитрий Сатин — один из ведущих юзабилити-экспертов, руководитель лаборатории UsabilityLab, автор нескольких учебных курсов и рецензент международных конференций по юзабилити.
Федор Вирин — эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу, основатель первого в России исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции Data Insight, ранее — директор по исследованиям Mail.Ru. Автор книги «Интернет-маркетинг: полный сборник практических инструментов».