Раньше    13.08     14.08     15.08     16.08     17.08     20.08     21.08     22.08     23.08     24.08     Позже

Дмитрий спрашивает: «Насколько реально выиграть тендер на разработку сайта для крупной государственной или коммерческой структуры?»

Любой тендер можно выиграть с той или иной степенью вероятности. Ответить по величине шансов можно исходя из косвенных признаков.

Если тендер проводится разумными людьми, то в официальном документе на сайте компании или площадке проведения тендеров будут написаны критерии выбора, причем для настоящих тендеров все аспекты и регламент прописаны достаточно качественно.

Если ваша компания конкурентоспособна, то вы это поймете исходя из таблицы анализа критериев: наличие схожего опыта, обороты компании, количество лет на рынке, уровень команды, которую вы готовы выделить на проект.

Дальше идут не менее важные параметры:уровень ваших цен за час или за решение, которые должны быть в рынке или даже ниже рынка.

Ваша готовность делать на тендер различные действия бесплатно, начиная от дизайна интерфейсов и заканчивая полноценным Техническим Заданием или аудитом конкурентов.

То есть, я считаю, что ответ — да, реально выиграть, но надо трезво подходить к собственным возможностям и отслеживать те параметры, о которых идет речь.

Выиграть реально. На самом деле, в случае с коммерческими тендерами правило очень простое: чтобы выиграть тендер определенного уровня, нужно этому уровню соответствовать.

Фактически это единственное и самое главное правило. Нужно соответствовать заявленному технологическому уровню, уровню компетенции, иметь в штате необходимых специалистов в нужном количестве и т.д. Отборочные требования включают в себя наличие кейсов, могут быть и специальные условия — например, наличие сертификаций по ISO и т.д.

Так что, если компания хочет выиграть тендер, объявленный крупным оффлайновым бизнесом, например, у неё должны быть в наличии все требования и на высоком уровне.

В коммерческих тендерах сейчас учитываются, в основном, рациональные составляющие (ценовые, временные и т.д.) — с одной стороны, это плюс. Но с другой стороны, эффективная разработка любого проекта требует интеграции разработчика в бизнес заказчика, глубокого понимания, как он устроен и что ему нужно.

Отсюда вытекают такие важные факторы как опыт работы подрядчика в данной отрасли, опыт его работы с данной компанией, опыт работы с людьми, которые руководят интернет-проектами.

Учет этих факторов в тендере способен реально сократить риски заказчика, но пока, к сожалению, они имеют в тендерах малый вес.
Крупный бизнес, такой же бизнес, как и любой другой, и в нем работают те же люди, руководствующиеся в своих решениях теми же принципами. Всем нужен надежный и способный партнер, на которого можно положиться при решении своих коммуникационных задач.

Тем не менее, при работе с крупным бизнесом есть и свои определенные особенности. Не буду перечислять все, а остановлюсь лишь на тех, которые я считаю основными.

Во-первых, большой бизнес — большие деньги — большие ожидания. А это значит, что еще на этапе тендера вы должны доказать заказчику, что вы способны оправдать его ожидания. Нужно приложить много усилий на этапе пресейла: большой объем тендерной документации, комплексные брифинги и брейн-штормы с участием большого количества ресурсов с вашей стороны, время на аналитику и визуализацию идей, объемные коммерческие предложения, подготовка и проведение ярких презентаций, которые порой превращаются в целые шоу.

Во-вторых, чем больше компания, тем дольше все согласовывается и оплачивается. Будьте готовы к тому, что сначала вы делаете, а потом вам платят и для этого вам просто необходима некоторая финансовая подушка.

В-третьих, не думайте, что большой заказчик автоматически принесет вам много денег, это не всегда так, но абсолютно во всех случаях большой заказчик — большая ответственность. Ответственность, взять на себя которую в силах не каждый.

Ну и самое главное: сфера веб-разработок основана на рекомендациях. Причем рекомендации работают в обе стороны. Вас могут рекомендовать как хорошего разработчика или наоборот. Удивительно как быстро можно стать популярным и получить море заказов, делая свою работу добросовестно, и как быстро можно все потерять, если брать на себя задачи, которые вы не в состоянии выполнить.

Так что я призываю всех участвовать в тех тендерах, условия которых вы в состоянии реализовать.

Дополнения читателей

roma 20.08.12 15:38
"В-третьих, не думайте, что большой заказчик автоматически принесет вам много денег, это не всегда так, но абсолютно во всех случаях большой заказчик — большая ответственность. Ответственность, взять на себя которую в силах не каждый" - вот с этим склонен согласится. Иногда выцыганишь хороший контракт, а потом кровавым потом исходишь. :(
Сергей 20.08.12 14:12
Ну не знаю, не знаю. С правой колонкой можно не согласиться)
Олег 20.08.12 13:05
msado, отличный текст. Пожалуй, распечатаю и раздам нашим в офисе.
Winwars 20.08.12 12:34
А зачем все эти «прозрачные механизмы» и тендеры вообще? Каждый раз, с каждым тендером у нас какая-то ерунда возникает — вечно его выигрывает какая-то фирма, лишь по формальным признакам. Если же эти признаки уточнять до бессмыслицы (указывая марку металла каких-нибудь столов, тип пластика и чуть ли не технологический процесс) — это дискриминирующее условия, ибо к ним подходит только что-то одно (что и является целью!).
Почему не предположить, что нет ничего ненормального в том, что заказчик д е й с т в и т е л ь н о имеет право выбрать и поставщика и изготовителя и конкретный товар...!?!?! А других ему — не надо! Я-то знаю, что я хочу! И что на самом деле, купленное не то и ненадлежащего качества товар с каким-то новым, но на три копейки более дешёвым исполнителем заказа — это гораздо хуже, чем наполовину мифические откаты...?! Что ненормально как раз не отсутствие тендера, а его наличие — с убитым временем на подробные техзадания, с потравой времени и нервов с юристами, бухгалтерией и отделом закупок, с получением непонятно чего и непонятного качества...?
ИМХО: тендер — это ворота к обессмысливанию труда организаций, неэффективным растратам материальных ресурсов и нарушение связей между организациями.
Рафаэль 20.08.12 12:07
Участие в тендерах может быть рентабельно, только если этим занимается человек, отлично знающий специфику рынка. Иначе можно просто утонуть в документах.
msado 20.08.12 12:03
msado.livejournal.com/1958689.html все сказанно уже сто лет назад
Алиса 20.08.12 11:27
Про продажность тендеров говорят только неудачники. Посмотрите кругом — некоторые компании принципиально делают акцент на конкурсах. Главное, с умом подходить к вопросу и не терять время на изначально очевидные профанации.
Сергей Панченко, Питер 20.08.12 11:08
Надо просто знать, куда идти.
Есть тендеры с абсолютно прозрачными механизмами. Можно счастья попытать.
Другое дело, что всегда останутся откровенно демпингующие конкуренты, для которых главное — собрать портфолио, а не прокормить сотрудников.
Эндрю 20.08.12 09:01
Да все уже поделено. Последний пример нашей конторы - попросили 80% отката с суммы контракта. Это нормально?!
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Евгений Этин – генеральный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive – одного из лидирующих российских digital-агентств.
Анна Янчевская — PR-директор одного из крупнейших российских веб-интеграторов ADV/web-engineering.
Александр Богданов – директор агентства интернет-маркетинга AGIMA, оказывающего услуги по созданию и продвижению веб-ресурсов.