Раньше    13.10     14.10     17.10     18.10     19.10     20.10     21.10     24.10     25.10     26.10     Позже

Громницкий Кирилл спрашивает: «Способны ли крупные российские интернет-проекты повторить «подвиг» Википедии, т.е. существовать исключительно за счет пожертвований пользователей Сети?»

Для начала попробую написать рецепт для, так называемого «сайта-идеи», который смог бы повторить «подвиг» Википедии, а потом уже подумаем вместе — может ли появиться такой сайт.

1. Сайт-идея не должен повторять чужие идеи.

2. Цель сайта должна быть проста и понятна без объяснений и описаний.

3. Никто из посетителей сайта не должен оплачивать услуги и не получать деньги, кроме пожертвований.

4. Сайт не должен содержать рекламу и не принуждать кого-то к голосованиям за кого-либо.

5. Должно оставаться желание вернуться на сайт.

6. Не делать ничего для определенной группы людей или одного человека, никому не помогать и никого не карать.

7. Не создавать проблемы для других проектов Интернета.

Давайте подумаем вместе. Википедия — образовательный проект с общечеловеческими ценностями. Какие цели, кроме образовательных могут быть благими и собирать на пожертвования? Это может быть цель глобальной безопасности, продолжения жизни... других у меня вариантов нет.

Таким образом, подобный проект может быть создан для ликвидации угрозы из космоса: падающих метеоритов, обломков, сверхжесткого излучения, гравитационных возмущений, инопланетного захвата.

Маловероятно, что подобный сайт появится, для продолжения жизни: защиты окружающей среды; лекарств, продлевающих жизнь; изменения генетического кода. В качестве конкурентов подобному проекту — выступают благотворительные фонды, поэтому шансов не очень много на его состоятельность.

Вероятно, можно «собрать» сайт-идею, для создания сверхмощного компьютера или «информационного облака», помогающего любому.
Такие проекты уже сейчас есть. Назову «Флибусту» и «Самиздат», но можно и еще найти. Кроме того, есть достаточно крупные проекты с минимальным количеством очень целевой рекламы, не противной своей аудитории, скажем Lib.ru или ЛОР (Linux.org.ru). Конечно, все эти проекты — не в первой десятке по посещаемости, как Википедия, но и совсем маленькими их трудно назвать.

Понятно, что локально, только на российской аудитории, работать труднее, чем в мировом масштабе. Аудитория меньше, привычки делать пожертвования — нет, инструменты для пожертвований — непопулярны и так далее. Но непреодолимых препятствий, как мы видим по «Флибусте» — нет.
Боюсь, что в ближайшее время не способны, и дело здесь даже не в способе монетизации интернет-сервиса.

У нас пока в принципе не заметно некоммерческих интернет-проектов, хотя бы отдаленно напоминающих Википедию по масштабам распространения среди пользователей. Проектов, у которых в приоритете не заработок, а сервис, который выстраивает настолько высокую степень доверия к услуге, что пользователи начинают жертвовать свои деньги на ее поддержание и развитие.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Михаил Вахтеров — председатель оргкомитета Всероссийского интернет-конкурса Золотой сайт, полковник запаса.
Алексей Тутубалин — один из лучших российских специалистов по разработке сложных сайтов и интернет-сервисов, высоким нагрузкам, большим объемам данных. Совладелец компании "Ашманов и партнеры". Последние несколько лет развивает свой стартап LibRaw, разрабатывающий средства работы с фотографиями с цифровых фотокамер.
Константин Анисимов — директор по работе с партнерами компании Parallels.