После истории с российскими телефонами, сделанными на Тайване, которые не смогут конкурировать на рынке без дотаций со стороны государства, история с планшетами уже даже не смешит.
Проблема современных российских инноваций, проводимых «Ростехнологиями» и «Роснанами» в том, что они исходно ориентированы на одного потребителя — государство. Поэтому вместо конкурентных продуктов создаются простые решения той или иной проблемы, исходя из «безграничных» ресурсов сырьевой трубы и наличие заказчика, готового переплачивать за любой продукт под брендом «сделано в России». Пусть даже продукт разработан и изготавливается не в России.
Если же говорить о самом планшете, в нем все-таки есть несколько позитивных моментов. Во-первых он адаптирован для школьников: электронная бумага не так сильно напрягает зрение, как привычные дисплеи, обещают, что планшет будет ударопрочным и не травмоопасным. Во-вторых, обещают построить завод в России, который будет производить «планшеты» по технологии Plastic Logic. Возможно это даст толчок развитию технологии или, как минимум, появится еще одно высокотехнологическое производство.
В плане инноваций стоит надеяться стоит на молодых и активных предпринимателей, а не на госкорпорации. Про Анатолия Борисовича же мнения не имею, поэтому приведу цитату команды КВН сборной краснодарского края: «Как можно было назначить развивать нанотехнологии человека, который придумал ваучер?». Хотя, историки пишут, Чубайс крайне скептически относился к ваучерам, пусть и отвечал за приватизацию в качестве главы Госкомимущества. Врочем, это совсем другая история...
|
Вообще, интересно посмотреть на ситуацию несколько шире. Дело с высокотехнологичным отечественным «железом» действительно обстоит крайне плохо. Если в области software (как в IT, так и в Интернете) Россия доказала, что в состоянии создавать продукты и компании, конкурентоспособные в мировых масштабах, то закупать сервера и прочее оборудование, без которой вся программная составляющая, в общем-то, не имеет смысла, приходится за границей. Так что — как знать, вполне возможно, что поддержка государством разумных инициатив в этой сфере, помноженная на все еще остающееся качественным техническое образование и талантливые инженерные умы, изменит ситуацию в лучшую сторону.
При этом давать оценку разумности конкретных инициатив «Роснано» довольно затруднительно — история научила нас относиться к подобного рода проектам со значительной долей скепсиса и цинизма. В любом случае, при его изучении (по крайней мере, по информации, доступной в публичных источниках) возникает много вопросов.
По сути, речь идет не о планшете, хоть его таковым и окрестили, а об обычной электронной книге. Это означает, прежде всего, довольно ограниченную функциональность, хотя за сумму 12 000 рублей (озвученная цена одного экземпляра) вполне можно приобрести пусть и не топовые, но вполне добротные планшеты или даже нетбуки.
Я не знаю, существуют ли какие-то выработанные Минобразования формальные требования к будущему «электронному учебнику», но мне почему-то хотелось бы, чтобы он был как минимум цветным и позволял устанавливать на себя софт (например, интерактивные тесты, энциклопедии и т.п.), который каждая школа может создавать или закупать по своему усмотрению. Неплохо бы также иметь Интернет, хотя бы для получения заданий от учителя или обновления учебных материалов.
Черно-белый учебник для младших классов — это очень грустно. Даже «в наше время» буквари были цветными.
Что касается самой «пластиковой электроники», то это, действительно, относительно свежая технология, Нобелевскую премию за открытие в этой области дали в 2000-м году. При этом, есть ли близкое будущее у этой технологии, пока неясно. Она гораздо медленнее, чем кремниевая; гибкость и толщина — чуть ли не единственное ее преимущество.
Забавно, что на сайте www.rosnano.ru это написано прямым текстом: «Консорциум российских инвесторов, возглавляемый госкорпорацией, собирается вложить $700 миллионов в компанию Plastic Logic — американского производителя электроники из пластика, а не из традиционного кремния, перспективы которой неоднозначны».
Ну и наконец, популистская промо-концепция «зато нашими книжками можно безопасно лупить друг друга по башке» мне не очень симпатична. Я бы предложила что-нибудь на счет спасения лесов. Типа «ну и что, что оно черно-белое и тормозит, зато каждый школьник спас дерево».
|
На самом деле, не стоит обвинять главу Роснано в недальновидности. Анатолий Борисович не только сильный руководитель, но и отличный маркетолог. Планшетник сей анонсирован в самый разгар рекламного цикла цирка под названием «Back To School», когда обостренный нюх отечественного избирателя потребителя за версту чует и жаждет всего, что имеет хоть какое-то отношение к учебе.
А то, что заявленный девайс явно не доработан — так это вообще не имеет значения. Никто его завтра в продажу в таком виде все равно не выпустит. Зато сезон BTS пройдет, а осадочек впечатление останется — и, значит, PR-кампания пошла на пользу всем, кто в ней заинтересован.
Теперь о том, что действительно важно. Переход на электронные учебники назрел давно. Понятно, что этот переход абсолютно невыгоден всем тем, кто сегодня печатает учебники бумажные, и всю сопутствующую литературу. Если предположить, что заявленная Чубайсом цена на мягкую электронную читалку включает в себя компенсацию для Генералов Бумажных Карьеров, то цена прогресса в целом для страны не так уж велика. По большому счету, в ближайшие год-два ему необходимо прорвать оборону: добиться, чтобы все учебные материалы в школах и институтах были узаконены, создать и утвердить стандарты. А как только это произойдет, рынок уже сам разберется, чьи читалки лучше — роснановские, российско-стартаперские, или западно-брендовые.
И если в итоге лет через пять, когда мой ребенок пойдет в первый класс, ему не придется таскать на спине килограммы учебников, то лично я скажу Анатолию Борисовичу большое человеческое спасибо.
(A если еще и самому удастся приложить к этому руку — поделюсь плюсами в карму!) :)
|
В общем вопросов очень много, а ответов нет. Если развивать не планшет, а конкретно учебник, то есть высокая вероятность получить очень удобный инструмент для тех же учителей. Можно получить стандартизированные школьные материалы. Но нужно обратить внимание, что в некоторых школах учителя дают несколько расширенные знания, чем то, что есть в учебниках. По этому необходимо развивать коммуникации данного устройства, хотя бы сделать дырку под УСБ или СД карточки.
Так же используя эти устройства можно немного автоматизировать раздачу персональных материалов и заданий учителями которые берут работу на дом, помните какие упаковки бумаги преподаватели домой таскают в виде школьных тетрадей? Вот от этого можно избавиться.
У электронной бумаги выявилось два ГРОМАДНЫХ минуса для учащихся:
- катастрофически низкая скорость листания- поиска материала (поиск типа "где же я видел этот график, таблицу..")
- нет цвета.
Ужасно, что у нас никто не хочет делать выводы из чужого горького опыта!
ИМХО, в учебе наиболее удобен дешевенький планшет с 9-10" ЖК экраном и обычным резистивным сенсором, позволяющим рисовать ногтем, колпачком ручки и т.п. Цена такого планшета легко уложится в 3000-5000р.
Представьте, если бы Вам сейчас впервые впарили чудо-ноутбук на PIII centrino с 256 Мб ОЗУ и озадачили сделать какой-нибудь коллаж в photoshop, думаю вы надолго бы забыли бы свой первый печальный опыт общения с компьютерными технологиями. Другой вариант, если бы вам всучили "долгоиграющий" нетбук на AMD E-350 к примеру, легкий, быстрый, с отличным экраном и большим объемом ОЗУ, впечатления были бы прямо противоположные. Так и с планшетами - преступление начинать внедрение подобных технологий в школах со столь отстойных девайсов. К примеру, Nook eRider стоит менее 9 т.р. а по качеству исполнения в разы лучше, к тому же ее природный "читальный" функционал легко изменяется соответсвующей прошивкой и на выходе получаем отличный Android планшет. В конце концов, вместо увлечения миллиардными проектами, могли бы спокойно договориться с производителем на поставку "сырых" заготовок Nook, прошивать в них специально ориентированную школьную или преподавательскую прошивку и смело выпускать под лейблом "Сделано в России", а оставшиеся 699 миллиардов оставить на более насущные нужды и развертывание соответствующей инфраструктуры в школах.