Раньше    20.10     21.10     24.10     25.10     26.10     27.10     28.10     31.10     01.11     02.11     Позже

Неизвестный спрашивает: «Сотрудники, перебежавшие из Groupon в Google, подвергаются судебному преследованию. Причина — нарушение договора, по которому они два года не имели права трудоустраиваться к конкурентам. Стоит ли ожидать появление подобных крепостнических контрактов в России?»

Для ответа о применимости крепостнических контрактов, ограничивающих возможность работать в выбранной компании, следует обратиться к первоисточнику — Российской Конституции, где статья 37-ая гласит следующее: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». А Трудовой кодекс еще уточняет, что «принудительный труд запрещен».

Следовательно, в России любые трудовые контракты, ограничивающие конституционные права граждан, — ничтожны.

Отдельно нужно рассматривать преследование за разглашение коммерческой тайны, но это тяжело доказуемо и в IT-отрасли специалисты умеют работать с информацией.

Я видел на российском рынке интернет-проектов десятки случаев перехода сотрудников и целых команд в конкурирующие компании и не слышал ни об одном успешном судебном преследовании.

В основном все заканчивается официальными пожеланиями успехов на новом рабочем месте, так как компании, теряющие кадры старается сохранять лицо и более тщательно работать с оставшимся персоналом.

Наш рынок информационно прозрачен и любые некрасивые истории, когда бывший работодатель старается очернить или наказать ушедшего сотрудника становятся предметом смакования на отраслевых сайтах и скорее трактуются в пользу притесняемого человека, а не эксплуататора-рабовладельца. И при этом резко снижают привлекательность такого работодателя на рынке труда.

Бывают интересные кейсы, когда крупные игроки заключают подобие «конвергенции детей лейтенанта Шмидта» и договариваются не хантить наиболее востребованных сотрудников друг у друга, но это вне зоны действия юриспруденции, а, скорее, в этике бизнеса.

Следует ожидать того, что успешные крупные компании будут становиться все привлекательнее, а небольшим придется проявлять чудеса креативности в мотивационных вопросах. Трудовые контракты могут быть любыми, все равно Российское трудовое законодательство — самое гуманное законодательство в Мире!
В России есть ряд интернет-компаний, в которых уже подписывают такие контракты. Но по российскому трудовому кодексу подобные требования не имеют силы.

По поводу изменения кодекса — предполагать не могу.

Если предлагают подписать такой контракт — я бы подписала. И считаю важным соблюдать договоренности (о не работе на конкурентов в течение оговоренного срока) не по причине наличия контракта, а по этическим соображениям.
Наша реальность суровее американской действительности.

Такой пункт в контракте, очень сомнительная попытка манипулировать человеком после расставания. Пока сотруднику выданные на руки наличные важнее трудового контракта и социальных гарантий, этот инструмент работать не будет.

Шансы привлечь к ответу человека который фактически перешел в другую компанию, но юридически не оформлен (з.п. в конверте), практически равны нулю, даже если вы предусмотрели в контракте пункт о запрете работы у конкурентов. Народ у нас хитрее бумажек.

Дополнения читателей

Михаил 27.10.11 20:13
Не вижу смысла в подобном, и правда, крепостническом "пункте", ведь "я не буду в связи с заключением трудового договора с Компанией разглашать/использовать информацию, составляющую коммерческую тайну предыдущего работодателя или другого третьего лица" - вполне достаточная формулировка как для защиты будущих/предыдущих работодателей так и самого сотрудника. Которая практикуется и нашими работодателями)
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Борис Омельницкий — директор по развитию компании ADFOX, президент IAB Russia.
Светлана Берегулина — директор по маркетингу компании 1С-Битрикс, ранее — заместитель вице-президента по маркетингу Mail.Ru Group.
Александр Ковальский — креативный директор агентства CreativePeople.