Раньше    21.05     22.05     25.05     28.05     29.05     30.05     01.06     05.06     06.06     07.06     Позже

Эндрю спрашивает: «Как вы относитесь к новой инициативе Никиты Михалкова – введению дополнительного налога для всех российских сайтов, размещающих музыку? Можете ли прогнозировать следующий шаг главы российского союза правообладателей?»

Тема авторских прав — не самая понятная для меня, поэтому пришлось поломать голову над этим вопросом. И в своих размышлениях я дошел до неожиданных для себя выводов.

Если инициатива реализуется в таком виде, то она укрепит распространение высокорейтинговой безвкусицы, и осложнит молодым, еще не популярным авторам выход к своему слушателю.

Поясню логику. Если сайты обязаны отдавать фиксированные роялти за размещаемую у себя музыку, то редакция будет заинтересована в том, чтобы получать гарантированный эффект (внимание и признание публики). Добиться этого можно, если начать жестко фильтровать музыку, распространяя только хиты. А что у нас является хитами? Посмотрим на российское телевидение. Там, увы, царит безвкусица.

Почему так? Нежели дело в хавающем пипле? Нет, я верю в разнообразие вкусов, но там, где вкусы разных сегментов пересекаются, возникает статистика и рейтинги. И получается странный эффект — единообразное (однородное) меньшинство навязывает свои предпочтения разнообразному (разношерстному) большинству.

Что в такой ситуации делать молодым авторам? Им придется покупать «место на полках», потому что с ними невыгодно работать. Грустно и безысходно. Но примеры-то у нас уже есть — это ассортимент сетевых магазинов. Там царит «стандартный» ширпотреб.

Остаётся задуматься, кто без проблем окажется на полке? Сам Михалков?
О, это прямо мечта бездельника: ничего не делать и получать деньги. Я ― за то, чтобы каждому правообладателю перечислялась честная копейка от воспроизведения и тиражирования результата его труда. Но я категорически против, чтобы на чужом таланте наживалась третья сторона.

Насколько я помню, издательство «Коммерсантъ» однажды выяснило, что Российское авторское общество удерживает для собственных административных нужд, за вычетом налогов, почти 1/3 всех денежных поступлений. Если в 2009 году ими было получено 2,7 миллиарда рублей ― можно себе представить, какую сумму будут переплачивать пользователи.

Если развивать ситуацию дальше, мы дойдём до абсурда. Грядущий апокалипсис недавно описал известный блогер. Например, чужую музыку можно сыграть на музыкальных инструментах. Поэтому должны платить производители инструментов и музыканты. Необходимо ввести налог на голосовые аппараты каждого гражданина России ― ведь музыку можно свистеть и петь.

Поскольку музыку можно записывать с помощью нот, то нужно брать деньги и с производителей канцелярских товаров. Должны платить преподаватели музыкальных школ, как воспитатели потенциальных нарушителей прав.

Металлурги тоже должны платить отчисления, поскольку они делают металл для проводов, нефтяники ― потому что из нефти делают пластик для изготовления CD- и DVD-дисков, и т. д. и т. п.

На мой взгляд, лучше бы делали хорошие фильмы и музыку. Если сравнить бюджеты российских фильмов последних лет и их кассовые сборы, то причины такой политики становятся понятны.
Я частично связан с ресторанным бизнесом, и, если кто не знает, то каждое заведение в нашей стране обязано оплачивать роялти за публичное воспроизведение музыкальных произведений известных исполнителей. Получает ли The Rolling Stones или Justin Bieber эти отчисления, сказать затрудняюсь.

Пиратство — это плохо. Можно сколько угодно говорить о том, что авторы и исполнители зарабатывают большие деньги, а я хочу слушать любимую музыку и смотреть фильмы, но согласитесь, они создатели контента и имеют право в полной мере реализовать свои права. Я считаю, что нужно уважать труд других людей.

Пиратство убивает цифровой рынок России. Наша компания предоставляет для российских контент-провайдеров профессиональные решения в области доставки цифрового контента. Это может быть музыка, фильмы, популярные спортивные интернет-трансляции, программное обеспечение или игры, любой цифровой контент, который многие из вас каждый день получают через свой любимый веб-сайт или, например, в iPhone-приложении.

Мы всячески поддерживаем медиакомпании в стремлении предоставить конечному пользователю легальный контент с высоким качеством сервиса. Каждый такой бизнес вложил немалые деньги в создание контента или возможность его распространения в сети.

Другие же компании, которые воспользовались им нелегально в коммерческих целях, нарушают цепочку создания стоимости контента и разрушают экосистему цифровой дистрибуции и, следовательно, мешают развитию передовых технологий и сервисов, которыми мы все с вами так хотим гордиться на мировых рынках.

В итоге огромное распространение и потребление нелегального контента в Рунете порождает вот такие вот инициативы, основная цель которых, как я понимаю, борьба с пиратством.

Дополнения читателей

XanderCage 01.06.12 07:15
Да никакая это не борьба с пиратством бабла просто захотел срубить побольше этот упырь при этом ни хрена не делая. Эта его "инициатива" наоборот затруднит распространение сервиса цифровой дистрибуции.
ВЖИК 31.05.12 04:00
Никита Михалков, вполне вероятно, скоро станет столь же популярным персонажем, как и Чубайс.
RulerM 30.05.12 16:08
Есть прекрасный опыт Apple - 1 альбом = 1 бакс. Скачивается одним кликом, удобно качественно. Отлично работает, реально спасает индустрию мультимедия от таких не способных уже пошевелить мозгом ретроградов как Михалков.
Качество услуги, онлайн-рапространение, легкость и доступность покупки, правильная цена - вот что нужно в этой сфере. А не тот искренний дебилизм, что наш уставший мэтр раз за разом устраивает.
Андрей 30.05.12 15:35
30% это очень много ( если имхо, если учесть какие там суммы крутятся ) но меня больше убивает сотношение "зарплата/"цена диска" у меня друзья ( благо мне от границы с Европой 200 км примерно ) заказывают и покупают "контент" там :)
Копираст 30.05.12 15:34
Современные нормы законодательсва об авторском праве и смежных правах основаны на западном праве интеллектуальной собственности, бОльшая часть которого создана примерно в 50х-70х гг. 20 века. Тогда не была сети интернет, цифровой дистрибьюции и вообще цифровых носителей, а копирование, тиражирование и распространение в домашних условиях было крайне сложным и затратным занятием. Теперь же реалии очень сильно изменились и даже 10 лет для смежных прав - совсем не серьёзно. Логичнее брать деньги с пользователей интернета, которые качают объекты авторских прав, лишь за новинки, хиты и т.д. Фильмы старше 5 лет вообще освободить от каких лбио платежей (продюссеры, дистрибьютчики и прочие уже давным давно получили своё; хочешь ещё денег - придумывай что-то новое). Аналогично и с компьютерными играми. Такой подход, с одной стороны, не даст авторам умереть с голода, а с другой стороны обечпечит развитие лишь конкурентноспособной продукции: сделал некачественный продукт - его никто не купит и тебе придётся делать что-то новое, а если сделал качественный - всё равно скоро придётся делать что-то новое, ибо скоро ты не сможешь получать доход с придуманного тобой когда-то произведения.
С книгами вообще ситуация печальная - современные т.н. магазины онлайн-дистрибьюции предлагают платить в среднем по 1-2$ за произведения классиков (Пушкин, Чехов, Шекспир). Простите ,а кому идут эти деньги? Или владельцы магазина хоть пальцем пошевелили, чтоб перевести печатный текст в электронный? Нет.
Кирилл 30.05.12 13:38
Пусть концерты отрабатывают и на этом зарабатывают! А то сомнительный хит запишут и хотят всю жизнь деньги за него получать!
Джин 30.05.12 11:21
Михалков хочется нажиться, как посредник. Но 30% - это объективно очень много для посреднической комиссии, не так ли?
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Дмитрий Сатин — один из ведущих юзабилити-экспертов, руководитель лаборатории UsabilityLab, автор нескольких учебных курсов и рецензент международных конференций по юзабилити.
Роман Клевцов — Эксперт в области SEO, владелец компании по продвижению и поисковой оптимизации сайтов Оптимизм.ру.
Константин Анохин — Начальник отдела развития бизнеса NGENIX.