Раньше    24.08     26.08     29.08     30.08     31.08     01.09     02.09     05.09     06.09     07.09     Позже

Ася, журналист спрашивает: «Читаешь блоги Лебедева, Тинькова, Минаева и понимаешь, что выяснять отношения в онлайне нынче очень модно. А каким известным бизнесменам и интернет-деятелям вы бы категорически не рекомендовали использование подобных методов?»

На мой взгляд, действительно сильными бизнес-деятелями становятся те, кто в первую очередь является самим собой, в отличие от шоу-бизнеса, где можно придумать амплуа и играть в него. Поэтому в данном случае все упирается в психологию — если для конкретного человека адекватно устроить конфликт и он от души вложит в это всю свою энергию, тогда это будет позитивно работать на аудиторию.

В психологии есть даже такой термин — конгруэнтность. Он обозначает гармоничность поведения личности. У каждого из нас есть внутри компас, который точно определяет конгруэнтность поведения других людей: что настоящее, а что ерунда. Некая психологическая правда ситуации. Так вот, поведение Лебедева, Минаева и Тинькова в конфликтах выглядит вполне конгруэнтно и поэтому привлекает внимание и вызывает уважение. А кому-то это просто не подойдет по темпераменту и такой конфликт будет выглядеть очень неубедительно несмотря на все таланты этого человека. Словом, насколько это будет хорошо для конкретного деятеля, нужно решать индивидуально.
Признаться, я не читаю Лебедева, Тинькова и даже не знаю, кто такой Минаев. Немного не в том культурном поле. Да проще простого сказать, что любые прилюдные выяснения отношений — не по-буддистски или не по-христиански. Но это шоу, ничего более. Например, политические разборки — это практически тайваньский национальный спорт. Приковать интерес, вызвать полемику в обществе, заинтриговать, расшевелить.

Оттачиваются формулировки, ищутся хлесткие метафоры, очень ценится юмор... китайский язык в деле формулировок такой многогранный. Общество замирает в предвкушении красочного действа. Таков закон жанра.

Но существует тонкая грань между дозволенным и крайне неприличным. Просто выйти в общественное поле и обматерить — не аргумент. Сделай это красиво, с конфуцианской улыбкой, юмором, аргументировано, легко и неожиданно.

Такие же нормы поведения существуют например в тайваньской научной и академической среде — поливают друг-друга нещадно, но красиво, заслушаешься. К сожалению, уровень интеллекта российских бизнесменов и политиков находится где-то на уровне визгливой и недалекой поклонницы Hello Kitty, для которой истерика в метро на пустом месте — норма жизни.

А послушать наезды язвительного Проханова, умницы Латыниной, интеллигентного Млечина и издевки Димы Быкова — прелесть. Не важно на чьей ты стороне конфликта, важен уровень исполнения.
Я думаю, что нет никакого смысла громко публично выяснять отношения тем, у кого сильная сложившаяся репутация, и кто зарабатывает скорее не репутацией, а производством, реальным сектором и пр. А также тем, у кого финансовое состояние уже сложилось, и кто не зависит в своих доходах напрямую «от мнений света», так сказать. Вот им можно расслабиться. Им это ни к чему. Представьте себе скандалящего в блогах Мордашева, например. Или Эрнста. Или Познера. Или Путина, не к ночи будь помянут. В такую картинку даже не верится, правда? Такого рода людям даже противопоказана излишняя социальная активность — а то ведь мы можем подумать, что они самоутверждаются относительно дешевым способом. Им не с руки.

А вот выясняющего отношения Муамара Каддафи я легко себе представляю. Или журналиста Соловьева, медийная репутация которого как раз построена на громком выяснении отношений где бы то ни было — в блогах ли, на ТВ или радио. Или предпринимателя, работающего в формате Олега Тинькова — когда бизнес строится на имени и имя является главным критерием отличия от других подобных продуктов. Если бы Довгань выпускал бы до сих пор хлеб, пельмени или водку, то и он бы наверняка скандалил в блогах. Артемий Лебедев чудесный дизайнер; хотя я его нанимал всего один раз лет 10 назад, но опыт работы с ним — до сих пор полное позитива ощущение. Но при этом нет сомнения, что модный дизайнер — это в первую очередь медийное явление. А в эту топку всё время нужно что-то кидать. И его блог — важная часть не его жизни, а его бизнеса. В жизни-то он совсем не такой, как в блоге.

Но Тиньков и Лебедев смогут прожить и без скандалов и выяснений отношений. У них есть дело, они умеют его делать. А вот гигантскому количеству просто вращающихся в Рунете персонажей, чья профессия заключается в говорении слов ртом, и все доходы проистекают из того же источника, без скандалов не обойтись. Иначе кто ж их будет помнить.

Но если вы, с одной стороны, не миллиардер или президент, которые переросли ругань в блогах, а с другой стороны, и не актер, дизайнер, журналист или певец, для которых это один из способов заработка известности, а, следовательно, — денег, то не препирайтесь в ЖЖ и прочих фейсбуках, не лейте грязь, не тыкайте друг друга в грудь виртуальным пальцем. Скандал между Ивановым и Сидоровым глуп и смешон, потому что в его публичности нет абсолютно никакого смысла. Выключите компьютер, выйдите во двор и скажите друг другу всё, что накипело. А потом выпейте водки и обнимитесь. И не валяйте дурака, в Сети и так мусора много.
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Илья Корнеев — соучредитель и креативный директор агентства вирусного маркетинга Аффект
Андрей Кузин — основатель и издатель веб-проекта 3DNews.
Егор Быковский — главный редактор журнала Наука в фокусе, зам. главного редактора журнала Вокруг света, интернет-продюсер и обозреватель