Пауло Коэльо рассуждает не только как модный писатель, но и как прижизненный классик продаж в оффлайне.
На заработанные деньги ему осталось разве что купить билет в вечность. Именно там он мог бы сделаться настоящим классиком, т.е. великим писателем, не зависящим от капризов нелепой конъюнктуры.
В преддверии же вечности, с олимпийской высоты успеха легко и просто рассуждать о том, что у жадных нет шансов, а у пиратов есть. Тут сытый голодному, разумеется, не товарищ. Нужно лишь помнить, что билеты в вечность не продаются и не покупаются. И деньги здесь совершенно ни при чем...
Трудно быть щедрее Коэльо, если плохо идут продажи в оффлайне. Трудно быть успешливее Коэльо, если боишься Интернета и не доверяешь его верным юзерам. Трудно быть популярнее Коэльо, если не имеешь дара к литературному труду. Но попробовать можно и нужно. И начинать более лучше с Сети.
Здесь трудно спрятать талант, тем более, если он есть и не сводится к истовой писучести (= пишу, следовательно, существую). Здесь просто найти ему поклонников. Главное, чтобы талант был настоящим, а поклонники благодарными. Тогда и никакой плагиат не страшен.
А воевать с литературными пиратами — дело пустое. Пустота хуже воровства... И деньги здесь совершенно ни при чем: гениальность плохо монетизируется...
|
В вопросе пиратства я на стороне российских писателей. Нужно учитывать три фактора:
1. Англоязычная зона огромна, там большая емкость читателей. И даже если их малая часть даст по доллару — будем вам обеспеченная старость.
2. Эта модель ориентирована на развитые страны с высоким доходом населения, для которого доллар за уже прочитанную книжку не жалко.
3. Есть сложившаяся массовая культура оплаты картой. Пользователь спокойно сдает номер своей карты и делает микроплатежи.
Всех этих факторов в России нет. Просто не пришло время. Вот и приходится сначала требовать денег с покупателя, а уже потом отдавать интеллектуальную собственность.
Мы даже своим детям еще не можем отдать электронные учебники для школы. Казалось бы, национальная интеллектуальная собственность. Мы их печатаем, потом по не высоким ценам продаем родителям. А дальше бедные дети таскают килограммы бумаги каждый день. И все для того, чтобы обеспечить акт продажи: деньги в обмен на бумагу.
|
Перегиб в любую сторону плох.
С одной стороны рассуждать словами Коэльо легко — когда ты уже продал 300 млн своих книг, можно и порассуждать о социализме. Подавляющее большинство авторов получают за свои труды сущие копейки.
С другой стороны, лично я считаю, что правообладатели чересчур агрессивны с неправомерным и безаргументационым преследованием всех и вся.
|
Теперь, при рассматривании пиратства в Сети, гораздо важнее не правовой аспект, а медицинский. Можно с уверенностью сказать, что в 72% случаях - пираты страдают импотенцией, а борьба за т.н. "свободу информации" - не более, чем сублимация комплекса вины. (С) 2012 По материалам National Medical Issue Line
По доллару за е-книгу я готов платить не дожидаясь пиратов, если больше доллара - лучше дождусь, как раз и ценность устаканится.
Игры - можно сделать онлайн-доступ на офф серверах за то, что человек пользуется лицензионной игрой.
Фильмы - можно более-менее отбить в кинотеатрах.
Музыка - обрести поклонников и отбивать деньги с концертов.
Даже журналы могут перейти более-менее, с потерями, в онлайн и отбивать деньги на рекламе.
А вот книги... не будет же автор читать книгу в МХАТовском театре. Да и спектакль по многим книгам не поставишь. Автор зачастую сам живет за счет книг.
Один из возможных путей, который мне видится, это официальные онлайн магазины типа iTunes или Amazon. Плюс бумажная версия. Ничего другого мне пока на ум не приходит.