За несколько последних лет незаметно для нас произошло изменение понятия телефона с обычного устройства для звонков до мобильного переносного компьютера с приложениями и интеграцией с сервисами. Не все еще телефоны таковы, но мы уже стремимся обладать смартфоном и даже знаем бесполезные для пользователя слова Android, iOS, Windows Phone 7.
Я ожидаю, что аналогичная революция в скором времени начнется на рынке телевизоров. Кому это выгодно? На этот вопрос отвечу чуть позже.
Существует несколько важных тенденций. Молодой зритель ТВ уже совсем не смотрит ТВ — он предпочитает интернет. Зрелые зрители в крупных городах стараются скачивать выбранный контент через торренты, вместо просмотра «странного» контента с каналов ТВ. Интернет стал настолько быстрым, что загрузка фильма в 1.5Г занимает 1-3 часа или еще меньше времени.
Я ожидаю, что в этом году или в начале следующего года Apple выпустит свой телевизор и новую версию Apple TV, и почти одновременно выйдет приставка Google TV.
Новый телевизор в концепции современного мира — это миникомпьютер с большим экраном, в который втыкается как антенна обычного ТВ, так и сетевой кабель скоростного интернета. Такой телевизор подключен к облачным сервисам и позволяет вам выбирать и закачивать в сам телевизор фильмы, сериалы, передачи, для просмотра в удобное для вас время. Вы также сможете смотреть онлайн видео с сайтов и, конечно, обычный телевизор.
Apple, скорее всего, будет монетизировать контент по привычной модели продаж через iTunes по низкими ценами, вроде 0.99$ за фильм. Google, скорее всего, предпочтет монетизацию рекламой и предложит зрителям при включения ТВ или приставки Google TV авторизоваться в Google, чтобы делать для вас очень точный таргетинг.
Например, возможность целевого показа рекламы тому, кто смотрит новости на Первом вечером , живет в районе ВДНХ, имеет возраст от 25 до 45 лет и зарабатывает больше 100 000 рублей, открывает уникальные возможности для рекламодателей. Если бы сегодня такое предложение было возможно, спрос на него был бы обязательно!
Заманчиво. И, кажется, туда и идет развитие. И старым телевизорам найдется применение — приставки как раз предназначены для них.
Конечно, все это намекает на сильнейший передел рынка рекламы и новые принципы работы с аудиторией.
Кому это выгодно? Тем, кто сегодня ничего не получает на этом рынке :) Думаю, Apple, Google и Microsoft готовы побороться за огромный пирог интернет ТВ, которое будет просто ТВ в нашем с вами обычном понимании.
Так что ТВ не умрет, а просто станет другим, как телефоны.
Изменения не случаются мгновенно — они накапливаются годами, и в какой-то момент мы уже говорим: «Посмотрите, все изменилось до неузнаваемости» :)
|
Темпы нашего отказа от плоских плазматических экранов очень сильно зависят от эволюции проекторной техники. Может, ещё очки, принимающие изображение с компьютера по WiFi, сыграют какую-то роль. Но пока что все эти устройства довольно нишевые, а плазменные экраны рулят.
Что же касается телевидения как самой влиятельной формы СМИ, то оно отмирает очень уверенными темпами. Сам процесс вытеснения эфирных каналов кабельными подразумевает, что у любого человека появляется выбор не из двух-трёх кнопок, а из нескольких сотен. А вся влиятельность телевидения во второй половине XX века определялась именно бедностью зрительского выбора. Поскольку в XXI веке эта проблема благополучно решена, телевидение утрачивает роль «объединяющего нацию» информационного источника, превращаясь всего лишь в один из каналов доставки контента к потребителю. Причём в старом, «доинтернетовском»
формате, завязанном на жёсткую сетку вещания, это самый неудобный канал. В будущем сетка вещания отомрёт, вытесненная просмотром отдельных программ по заказу зрителя, в удобное ему время.
Я уже 5 лет смотрю по большому телевизору только Apple TV, а новостные каналы — такие, как CNN, Аль-Джазира, CNBC, Bloomberg и BBC News — смотрю в iPad, потому что для новостей качество картинки не критично.
Впрочем, я не репрезентативен, потому что я телевизор никогда в жизни не смотрел: в доме моих родителей его не было. Но статистика показывает, что и в США, и в России, и в Европе телесмотрение падает именно у молодёжи — а её предпочтениями определяется будущий инфорынок.
|
Мне кажется, что формат интернет-телевидения уже раскрыт и ясен. Уже сейчас телевизионные каналы, зачастую, доставляются потребителю через интернет. Телевизор с выходом в интернет — уже недолгая редкость. Можно смотреть кино, прямой эфир или пойти на видео-сервис в интернет. С точки зрения зрителя и технологий, видео-сервис или прямая трансляция на интернет-ресурсе нисколько не уступает останкинской телебашне с ВГТРК.
Единственная причина существования «каналов на кнопках» — привычка людей и медленный интернет в регионах.
На одном из мастер-классов мы со студентами сформировали концепцию телевидения близкого будущего, где контент исключительно индивидуален и вещание здесь и сейчас (на телевизор или в мобильное устройство) для каждого формируется по подписке, на лету, рекомендательной системой на основе предпочтений, рейтингов друзей и авторитетных зрителей.
Где все это здесь же обсуждается, отметается и заменяется на другой канал. Где можно «смотреть вместе». Где сам контент создается зрителями и каналы-гиганты в ленте вещания для зрителя перемежаются любительскими программами и репортажами.
Сколько репортеров у телеканала? 100? 1000? Сколько на улице людей с видеокамерой в мобильном устройстве? Сотни миллионов? Здесь найдется место для любительского телеканала посвященного редкому хобби, для репортажей очевидцев событий, для видео-звонка из музея или магазина.
Сколько глаз — столько камер. Скоро можно будет заглянуть в любой разрешенный к просмотру мир.
Это будет формат близкий к понятию интерактивности, где аудитория как минимум влияет на контент, а лучше — участвует в его формировании. За профессиональными каналами, в любом случае, останется дорогая профессиональная аналитика, политика, и дорогие форматы зрелищного кино.
Смогут ли люди отказаться от телесмотрения, я не знаю. Думаю, что самостоятельно — нет. Проблема сегодняшнего телевидения как раз в его полной неинтерактивности и исключительной вещательности, когда у человека изживают возможность и привычку оппонировать, и, как следствие, — участвовать в чем-либо.
Думаю, что смена вещательного формата на интерактивный даст изжившим себя форматам вещания шанс сохранить аудиторию, а аудиторию, наконец, разбудит.
|