Раньше    19.10     22.10     23.10     24.10     25.10     26.10     29.10     30.10     31.10     01.11     Позже

Денис спрашивает: «Как создатели онлайн-сервисов понимают, какой проект стоит сделать бесплатным для пользователей, а какой — платным?»

Это называется эластичностью спроса, и ее можно посчитать или угадать. Посчитать не очень сложно, но для этого нужно где-то взять большое количество экспериментальных данных.

Угадать сложнее :). Если у вас есть предпринимательское чутье, вам повезет. Наверное, в случае стартапа, «угадать» — это единственный вариант.

Для проекта важен не только баланс платности и бесплатности, но и понимание того, в какой момент времени нужно просить у пользователя деньги.

Обязательно посмотрите на игровые механики. В игровой сфере больше всего рецептов, схем, аналитики.

Баланс платности/бесплатности — ключевая часть бизнес-модели, от которой зависит успех проекта в целом.

Именно поэтому, например, есть Mamba и много других проектов.
Умные люди учатся на чужих ошибках. Поэтому чаще всего идет копирование успехов и опыта других.

Во-вторых, метод собственных проб и ошибок. Даже такие глобальные корпорации, как Adobe, много лет эксплуатировавшие продуктовую модель продаж, сменили ее на модель по подписке. Этого потребовало время и рынок.

И в-третьих, на набор и стоимость платных сервисов на сайте влияют размеры инвестиций в сами сервисы.

Почему такое огромное распространение получила модель freemium? Потому, что логично «подсадить» пользователя на продукт, сервис или игру, агрессивно использовать маркетинг и делать акцент на бесплатность, а затем начать предлагать пользователю нечто, имеющее дополнительную ценность, то, что пользователь захочет купить. Совокупный доход оказывается выше, чем при разовой продаже доступа или ключа.

Огромное влияние на рынок здесь оказывают стартапы. Они зачастую инновационны не столько своей идеей или ее реализацией, но именно новизной бизнес-модели.

Например, в чем отличие бизнес-модели YouDo от онлайн досок объявлений:

Классифайды зарабатывают тем, что им платят поставщики услуг. Мастера, ремонтники, сборщики мебели покупают себе «цветную» привлекательную рамочку, приоритетное размещение своего предложения, развернутый профиль, гиперссылки и прочее.

Заказчики ведь редко ищут среди всего массива предложений и выбирают себе исполнителя среди ТОП-20 тех, кто смог оплатить рекламный взнос площадке.

Мы в YouDo пошли от обратного. Наши исполнители ни за что на сервисе не платят. В их профилях нет ограничений по настройкам. Тем самым, заказчик объективно выберет лучшего исполнителя не среди тех, чье рекламное сообщение он видел чаще других, а среди тех, кто реально делал дело и накопил хороший рейтинг и отзывы.

А зарабатывает сервис тем, что взимает с заказчика услуги фиксированную комиссию, но только после успешно выполненного задания.
Такова современная парадигма: если сервис можно предоставить бесплатным, то его надо делать таковым. Проблема в том, как организовать бизнес-модель таким образом, чтобы окупать бесплатный сервис. Если хорошенько подумать, то такие модели можно найти в огромном количестве случаев.

Бизнес-модели Google и Facebook, бесплатность которых сегодня воспринимается как нечто, само собой разумеющееся, еще совсем недавно казались абсурдом для бизнесменов.

Я убежден, что беплатными для людей со временем можно будет сделать практически любые товары и услуги. Например, вы заметили, что мобильные операторы не снимают с вас деньги за мобильный трафик при заходе на сайты социальных сетей? Со временем эта тенденция будет только ускоряться.

Главное, думая о бесплатности, не перестараться — бывают случаи, когда бесплатность продукта его просто убивает.

Если бесплатно раздаривать всем желающим luxury-товары, то они сразу переместятся в категорию «товаров для всех».
Написать свой комментарий

Задать вопрос дежурным
Хотите что-то добавить по сути вопроса — пишите сюда.



Справка
Аксана Прутцкова – генеральный директор сервиса личных помощников GF-company.
Людмила Булавкина – директор по маркетингу краудсорс сервиса YouDo, который оперативно соединяет между собой людей, имеющих нерешенные дела, с теми, кто может их решить.
Грачик Аджамян – автор идеи социального будильника Budist.